Система сбалансированных показателей — 10 вопросов и ответы на них

10 вопросов о системе сбалансированных показателей и ответы на них, которые позволяют  использовать ССП для улучшения вашего бизнеса.

  1. Система сбалансированных показателей просто: кто такие показатели? Представьте себе отель, как узнать работает ли он хорошо или плохо? Можно померить например сколько комнат в среднем занято каждый день или какова прибыль от одной комнаты. Эти величины и есть показатели.
  2. Как сделать хороший показатель? Это целый процесс, как правило хорошие показатели не получаются с первого раза — будьте готовы к улучшениям. Когда придумываете индикаторы старайтесь чтобы они описывали результат, который вы хотите достичь, а не процесс который вы используете для достижения результата.
  3. Система сбалансированных показателей просто: почему она сбалансированная? Американские профессора Каплан и Нортор в частности предложили группировать индикаторы по 4-м категориям — Финансы, Обучение и рост, Клиенты, Внутренние процессы. Согласитесь, что если вы смотрите на успехи компании не только с точки зрения финансов, но и с точки зрения клиентов, а также внутренних бизнес процессов, то вы получите более сбалансированный взгляд на производительность фирмы. Аналогично с индикаторами — мы не берем какой-то один индикатор, мы стараемся, чтобы они взаимодополняли друг-друга, при это не повторяясь.
  4. Система сбалансированных показателей просто: а для чего вообще все это нужно? Примерно для того же для чего в машины ставят приборные доски, самолёты оборудую GPS и автопилотами — ССП это элементы контроля и управления. Можно ли без ССП обойтись? Да, если вы работаете в небольшом бизнесе, который скорее ремесло, чем бизнес. Но ведь есть большие компании, которые живут без ССП? Совершенно верно, но в таких компаниях как правило внедрены аналогичные идеи просто под другой вывеской.
  5. Кто этим всем должен заниматься? Можете нанять консултанта, можете заниматься сами. Все зависит от масштабов, целей и т.д. Как минимум топ-менеджмент должен быть вовлечено в процесс создания и внедрения.
  6. Мне хватит Excel? Хватит, если у вас до 10 людей в фирме, крупным компаниям потребуется решение для автоматизации.  Почитайте отзывы о BSC Designer. Мы сделали достойный продукт, который пользователи высоко оценивают.
  7. Какие подводные камни можно ожидать при внедрении ССП? Самый большой подводный камень — мотивация сотрудников. Люди неохотно относятся к изменениям и необходимо контролировать удобно ли людям пользоваться новой системой, помогает ли она им или только мешает. Для это имеет смысл сделать рабочую модель интеграции в одном отделе и потом распространять её по компании.
  8. Системами сбалансированных показателей пользуются самые крупные компании с мировым именем, в том числе и компании из списка Fortune 1000, но при этом необходимость в такой системе есть и малых компаний.
  9. К созданию ССП привело наличия многих проблем в управлении, в частности большинство сотрудников компании не понимают стратегических целей компании и как следствие не понимают важных нюансов связанных с тем что от них хотят. Инфографика по этому вопросу.
  10. Системы сбалансированных показателей (ССП) в оригинале называется Balanced Scorecard, вы найдёте гораздо больше хорошо структурированной информации если поищите в гугле по Balanced Scorecard, исторически система развивалась от англоязычных рынков.
Опубликовано в Статьи