8 обязательных KPI для CEO

Пример сбалансированной системы показателей (ССП), которая может быть использована руководителями компании в качестве исодной точки для создания собственной стратегии и системы измерения производительности.

Основные темы статьи:

4 самые важные цели/стратегии для любого руководителя организации

ССП руководителя организации
Воспользуйтесь бесплатным планом для доступа к 28 шаблонам ССП, включая ССП руководителя организации.

Во время разговора по Skype потенциальный клиент попросил меня показать ему примеры ССП. Через некоторое время он сделал паузу и сказал: «Я вижу, что у вас есть орошие примеры ССП маркетинга, управления персоналом и службы поддержки клиентов, но где же пример для меня, руководителя?!»

После того разговора я размышлял над причинами отсутствия подобного примера: все компании разные, у ни разные ценности и стратегии… Однако! У все организаций есть нечто общее. Мы много раз просили участников наши семинаров определить эти общие черты.

Проведём эксперимент!

Представьте себе семинар для топ-менеджеров. Некоторые из ни управляют компаниями из списка Fortune 500, другие – представители малого и среднего бизнеса, кто-то из ни работает в государственны организация, местны банка или НКО, наконец, некоторые участники управляют стартапами.

Попросим и составить список 4 наиболее важны целей организации. При этом поставим им одно условие:

  • Все участники должны прийти к согласию по поводу эти целей.

Непростое задание, правда? Мы давали его на свои семинара. Я предлагаю всем читателям остановиться, выполнить это упражнение со своей командой и лишь затем вернуться к статье…

Наиболее важные ключевые показатели эффективности для руководителя организации

ССП руководителя организации
Воспользуйтесь бесплатным планом для доступа к 28 шаблонам ССП, включая ССП руководителя организации.

4 самые важные цели/стратегии для любого руководителя организации

Попробую угадать, какие цели вы поместили в свой список: в большинстве случаев участники семинаров формулируют и следующим образом:

Цель 1. Предоставление клиентам лучши товаров и услуг

Эта широкая цель может включать внедрение инноваций в существующие продукты, а также разработку новы решений. Коммерческая организация может создать новое устройство для виртуальной реальности, НКО – организовать новый фонд по сбору средств.

Цель 2. Создание и поддержка вовлеченной команды

Руководители понимают, что им нужна орошая команда. Более того, очень важно обучать и мотивировать команду, а также предоставлять ей неободимые инструменты и объяснять стратегию компании. Всё это – известные факторы высокой вовлеченности персонала.

Безусловно, мы можем дать альтернативные ответы: «создание орошей команды» (очевидно, в этом случае нам придётся пояснить, что именно означает слово «орошая»), «поддерживать высокий уровень счастья в команде» (это важно, однако счастливая команда и эффективная команда – не одно и то же). Если вы дадите участникам семинара достаточно времени, они найдут верные слова для точного выражения свои мыслей.

Цель 3. Улучшение систем

Основа ороши организаций – это системы: поддержка клиентов, ИТ, маркетинг и продажи. Системы могут отличаться в зависимости от бизнеса, однако цель эффективного и инновационного управления системами обязательна для любой компании.

На подобны семинара вы легко узнаете активны пользователей ССП: они сформулируют цель как «улучшение внутренни процессов».

Цель 4. Достижение целей заинтересованны сторон

В случае коммерчески организаций эта цель касается финансов (например, «Повышение прибыли», «Достижение роста доода», «Улучшение показателя EBITDA»). В случае НКО речь пойдёт об интереса общества.

Бесплатный курс по стратегическому планированию от BSC Designer

Больше целей?

Лимит из 4 целей достигнут. Вероятно, участники семинара согласятся с и важностью. Возможно, формулировка целей будет немного отличаться, однако и суть останется неизменной. Это базовые цели, имеющие значение для каждой организации.

Что если мы изменим условия и попросим участников включить в список не 4, а 6 пунктов? Среди новы целей мы увидим:

Вероятно, в случае некоторы компаний эти задачи важны сами по себе, однако в нашем примере они могут быть согласованы с основными целями.

Что если мы поставим задачу составить список не из 4, а из 2 или 3 целей? Участники попробуют ситрить и поместить две концепции в одну цель, например, «Создание отличного продукта, который поможет достичь целей заинтересованны сторон». Очевидно, эта цель совмещает задачи, направленные на удовлетворение и клиентов, и заинтересованны сторон.

Пример ССП для руководителя организации

После проведения эксперимента мы можем создать систему показателей для руководителя. Следуя классической логике ССП, мы будем использовать 4 перспективы и, соответственно, стратегическую карту.

Как вы могли заметить, цели, сформулированные в результате выполнения упражнения, вписываются в 4 перспективы ССП.

Пример информационной панели ССП для руководителя организации

Система показателей руководителя организации
Воспользуйтесь бесплатным планом для доступа к 28 шаблонам ССП, включая Система показателей руководителя организации.

Используйте этот пример в качестве шаблона

Вы можете использовать этот пример как исодную точку для создания собственной ССП.

Несколько идей, которые могут быть вам полезны:

  • Уточните, что именно значит «Достижение целей заинтересованны сторон» в вашем случае. Коммерческие организации могут иметь такие финансовые задачи, как повышение доода и прибыли, оптимизация затрат, достижение роста доода или улучшение значения показателя EBITDA.
  • Добавьте больше информации в цель «Предоставление клиентам лучши продуктов или услуг». Например, ваши партнёры и другие подразделения бизнеса – это внутренние клиенты организации, поэтому вы также можете нанести на карту относящиеся к ним цели. Также имеет смысл сформулировать отдельную стратегию для важны клиентов.
  • Больше информации может быть добавлено в цель «Улучшение систем«. Стратегия имеет отношения к изменениям, поэтому здесь вам не нужно перечислять все системы. Вместо этого вы можете добавить задачи изменения систем, нуждающися в улучшении. Избегайте целей, сформулированны как бинарная задача (например, «Внедрение CRM-системы»).
  • Наконец, к перспективе обучения и роста относится цель «Создание и поддержка вовлеченной команды«. В неё вы можете добавить задачи обучения. Например, тренинги, связанные с лучшим пониманием потребностей клиентов или исследованием потенциала новы тенологий.

Использование разнообразия и вовлечения посредством инновационной «песочницы»

ССП руководителя организации
Воспользуйтесь бесплатным планом для доступа к 28 шаблонам ССП, включая ССП руководителя организации.

Какие KPI неободимо использовать?

Попробуем найти показатели эффективности рассмотренны ранее целей.

Стратегическая карта и KPI руководителя организации

ССП руководителя организации
Воспользуйтесь бесплатным планом для доступа к 28 шаблонам ССП, включая ССП руководителя организации.

KPI клиентов

Цель: предоставление клиентам лучши продуктов или услуг.

  • Индикатор действия/результата: Показатель удовлетворённости клиентов, %

Сложно сказать, указывает ли этот индикатор на действие или результат: в рамка лучшего сценария, проводя опрос клиентов, мы не только собираем данные для системы показателей, но и вырабатываем идеи улучшения продукта.

KPI команды

Цель: создание и поддержка вовлечённой команды.

  • Показатель результата: Индекс удовлетворённости клиентов, %
  • Показатель результата: Показатель текучести лучши сотрудников, %

Некоторые индикаторы действия вы можете найти в этой статье.

KPI бизнес-системы

Цель: Улучшение систем.

  • Показатель результата: Воспринимаемое качество системы, %

Ваша команда – лучший судья, способный оценить внутренние процессы. Спросите её о том, что должно быть улучшено для достижения целей заинтересованны сторон и создания лучшего продукта. Конкретные KPI качества вы найдёте здесь.

Финансовые KPI

Достижение целей заинтересованны сторон. В случае коммерческой организации цель будет иметь отношение к повышению прибыли. НКО будет стремиться к достижению целей общества.

  • Показатели действия: Прибыль, $; Доод, $; Затраты, $;

Во многи случая имеет смысл отслеживать показатель в течение определённого периода. Например, «Рост доода, %» даст вам больше информации, чем простой «Доод, $».

Поиск други показателей

Вероятно, вы заотите найти другие показатели, пододящие именно для вас. Если вам не удаётся найти индикаторы результата и действия, мы рекомендуем вам 10-этапную KPI-систему.

Бесплатный шаблон 10-этапной KPI-системы

Некоторые компании отдают предпочтение единым системам показателей, объединяющим все уровни организации. Представьте себе ССП, чьи цели начинаются на уровне директора, а затем детализируются до уровня отдельны сотрудников. То же происодит и с KPI. Я понимаю, что подобный тип кажется идеалом ССП для любого управляющего (особенно те, что используют метод кнута и пряника и цепочку команд), однако в реальности подобный проект не сможет прожить долгую жизнь.

Одной из причин нежизнеспособности таки ССП является то, что у подобного проекта нет «владельцев»: директор компании не сможет вносить в систему все данные, а руководители отделов не будут заинтересованы в её поддержке и обновлении.

Кейс 11. Стратегия система показателей – предмет дискуссии

Ранее я писал о различны способа каскадирования систем показателей. На мой взгляд, лучший его способ – это создание отдельной ССП с показателями для каждого подразделения, при этом каждый такой проект должен быть связан с системами показателей руководителя организации, други отделов и сотрудников. ССП руководителя, в свою очередь, должна быть связана с системой показателей высшего уровня, то есть корпоративного управления.

Каскадирование в BSC Designer

Для согласования (или каскадирования) ССП в BSC Designer неободимо выполнить несколько просты шагов:

  1. Откройте ССП, которая будет получателем цели/индикатора.
  2. Нажмите Добавить.
  3. Перейдите во вкладку Данные.
  4. Нажмите на кнопку Источник данны рядом с полем Значение.
  5. Нажмите на кнопку Другая система показателей.
  6. Выберите исодную ССП, затем выберите нужную цель/индикатор.

Новый индикатор появится в системе показателей.

Например, таким образом вы можете визуализировать показатель лояльности из ССП маркетинга в системе показателей руководителя:
Показатели CEO связанные с другими ССП

Подробнее изучить тему каскадирования в BSC Designer вы можете, обратившись к руководству пользователя.

Использование BSC Designer для управления системами показателей и KPI

Выбор подода зависит от условий вашего бизнеса. У меня есть орошие новости для те, кто решит последовать моим рекомендациям. У нас уже есть шаблоны систем показателей многи подразделений бизнеса. Например, вы можете использовать этот пример для создания ССП руководителя компании, а затем перейти к шаблонам ССП службы поддержки клиентов, управления персоналом и отдела маркетинга. Вы можете согласовать все системы показателей при помощи облачной версии программы BSC Designer.

Для вашего удобства все эти шаблоны будут добавлены в новые учетные записи BSC Designer Online. Таким образом, новым пользователям будет удобнее создавать и согласовывать системы показателей.

Поделитесь своими идеями о системе показателей руководителя. Считаете ли вы, что 4 базовые цели актуальны для любой организации?

Что дальше?

Другие примеры Сбалансированны Систем Показателей

Стратегическая карта сформированная с помощью программного решения BSC Designer
8 ШАГОВ Для Создания Стратегической Карты от BSC Designer
KPI для Корпоративного Управления
Цитирование: Aleksey Savkin, "8 обязательных KPI для CEO", BSC Designer, 26 ноября, 2020, https://bscdesigner.ru/ceo-kpi.htm.

Оставьте комментарий