Управление по целям (MBO) — это модель, которая помогает организациям повысить собственную производительность с помощью четкой постановки целей.
Уникальность этой модели заключается в том, что корпоративные цели доводятся до сведения сотрудников и соотносятся с их целями, что позволяет всей организации работать над достижением общей цели.
MBO — Связь стратегии с реализацией
лидерства 1950-х годов подразумевала, что лидеры проводят мозговые штурмы и указывают подчиненным, каким именно образом те должны достигать целей, с помощью заранее определенных видов деятельности.
Когда Питер Друкер впервые представил Управление по Целям в своей «Практике управления» (опубликована в 1954 году) 1, оно произвело революцию как в лидерстве, так и в управлении. Он ввел в практику MBO, чтобы «избежать ловушки активности» и научить организации сосредотачивать сотрудников на достижении результатов. Его студент, Джордж Одионе, позже развил тему MBO и в 1970-х годах прославил ее с помощью своей книги «Управлению по целям» 2.
Hewlett-Packard была одной из первых крупных компаний, поддержавших использование MBO, поскольку ее топ-менеджеры признали, что это помогло им перейти от крайне иерархического лидерства к лидерству, в которое вовлечена вся организация.
Однако для действительно успешного внедрения MBO необходимо было иметь возможность определять цели.
Как работает управление по целям
Эти цели периодически пересматриваются для отслеживания прогресса.
Управление по целям также работает на основе системы поощрений, так как сотрудники получают вознаграждение за достижение своих собственных целей.
- Цели должны упорядочиваться в порядке важности
- Цели должны быть исчисляемыми
- Цели должны быть реалистичными
- Цели должны соответствовать политике организации
- Цели должны быть совместимы друг с другом
Эти пять пунктов обеспечивали целям четкую определенность и соответствие корпоративным нуждам.
Однако со временем такой подход стал слишком зарегулированным и некоторым образом ограничил творческий потенциал.
Более подходящими моделями на сегодняшний день являются цели SMART;
- SMART расшифровывается как Specific (конкретный), Measurable (измеримый), Achievable (достижимый), Realistic (реалистичный) и Time (ограниченный во времени).
Пятиэтапный процесс MBO
MBO также реализуется в пять этапов, описанных ниже:
- Запуск MBO для операционного периода
- Пересмотр и определение корпоративных целей
- Установление целей для сотрудников, основанных на корпоративных целях
- Отслеживание прогресса
- Оценка результативности (в конце периода)
- Вознаграждение сотрудников за достижения
Автоматизация MBO
Примечание редактора: Пользователи программного обеспечения BSC Designer могут эффективно автоматизировать все пять шагов процесса MBO:
- Операционный период совпадает с интервалами обновления для показателей и целей
- Цели корпоративного уровня могут быть привязаны к системе показателей сотрудника (каскадирование) или определяться дополнительными целями.
- Отслеживание прогресса достигается путем назначения целевых показателей и расчета показателей результативности и прогресса.
- Результативность оценивается автоматически и предоставляется посредством стоп-сигналов, также возможен дополнительный анализ результативности.
- Программное обеспечение может автоматически рассчитывать вознаграждение, используя значения показателей в формулах стимулирования.
Зарегистрируйтесь по бесплатному плану BSC Designer, чтобы начать работать с программным обеспечением.
Использование BSC Designer для автоматизации MBO
Шаги, описанные ниже, показывают, как система показателей в стиле MBO может быть автоматизирована с помощью программного обеспечения BSC Designer.
1. Определите период проверки через интервал обновления
2. Определите корпоративные задачи
3. Установите цели и показатели для сотрудников
4.Отслеживайте прогресс, используя колонки Прогресс и Результативность
5. Проведите оценку результативности с помощью вкладки Анализ.
6. Используйте значений других показателей для расчета вознаграждения
Зарегистрируйте бесплатный счет в BSC Designer Online, чтобы испытать все функции без ограничений.
Преимущества управления по целям
Модель MBO имеет преимущества для организации, поскольку она улучшает:
- Мотивацию сотрудника
- Удовлетворение работой
- Заинтересованность сотрудника
- Самостоятельность сотрудников
- Реализацию организационных стратегий
Управление по целям и Сбалансированная Система Показателей
Модель MBO изначально предназначалась для мотивации сотрудников и направления организации к достижению результатов. Однако строгие объективные критерии и модели проверок иногда превращали цели в своего рода “погоню за персоналом”.
Напротив, анализ BSC является источником информации, основанной на целях и стратегических картах. Это позволяет в реальном времени генерировать данные, которые могут быть использованы для принятия обоснованных стратегических решений. Помимо периодического пересмотра своих целей, сотрудники теперь вооружены инструментами и информацией для максимального контроля за собственным трудом и внесения необходимых изменений для обеспечения достижения целей.
Информация, полученная в результате анализа BSC, выводит мотивацию и заинтересованность сотрудников на шаг вперед по сравнению с моделью MBO, поскольку теперь сотрудники имеют не только направление — они также осознают и контролируют свои цели.
MBO, BSC и организационные цели
Модель MBO помогает организациям достигать целей и мотивировать персонал уже в течение 5 десятилетий. Хотя многие утверждают, что MBO лучше всего подходит для наукоемких организаций, которые стремятся развивать лидерские навыки сотрудников, сегодня в качестве основы своего управления MBO используют. большинство компаний. Периодические обзоры MBO очень похожи на сегодняшние HR Annual Appraisals.