Софт для ССП или ПО для автоматизации KPI: в чем разница?

Эта статья поможет вам понять, в чем организация нуждается в данный момент: инструменте автоматизации KPI или в ПО для поддержки ССП.

Программа для автоматизации ССП или программа для автоматизации KPI: в чем разница?

Зарегистрируйтесь по бесплатному плану в BSC Designer logo BSC Designer для доступа к 28-м шаблонам ССП и KPI.

Причина путаницы – ССП первого поколения

Ранние версии ПО для автоматизации ССП (Balanced Scorecard) выглядели как инструмент для простого измерения. Единственная разница между ССП и длинным списком KPI состояла в том, что первая предлагала распределение показателей по четырем перспективам.

Поэтому, если вы слышите термин ССП, это вовсе не значит, что имеется в виду последнее поколение сбалансированных систем показателей по Каплану и Нортону. Вероятно, подразумевается распределение KPI по четырем перспективам.

Сравнение программ для автоматизации ССП Каплана и Нортона и инструментов для отслеживания KPI

Зарегистрируйтесь по бесплатному плану в BSC Designer logo BSC Designer для доступа к 28-м шаблонам ССП и KPI.

Отличия между ПО для ССП по Каплану и Нортону и KPI, сгруппированными по четырем перспективам

Оба типа программных средств призваны автоматизировать определенные бизнес-задачи. Поэтому перед тем, как перейти к их рассмотрению, давайте разберемся в логике используемых концепций.

KPI, сгруппированные по четырем перспективам ССП по Каплану и Нортону
Задача Измерение эффективности бизнеса с различных перспектив Инструмент помогает реализовать стратегию посредством демонстрации причинно-следственной связи между целями и их измерения при помощи показателей эффективности.
Структура четырех перспектив Да Да
Причинно-следственная связь между перспективами Нет Да
Основной фокус На KPI На бизнес-целях
Каскадирование Посредством KPI Посредством бизнес-целей
Подход к выполнению Основан на KPI. Управляющие сконцентрированы на измерении и бизнесе; контекст играет второстепенную роль Фокус на бизнес-контексте (целях); измерение второстепенно и требуется для того, чтобы сделать цели более конкретными
Инструмент рабочей коммуникации BI-панель Стратегическая карта

Вкратце рассмотрим разницу между двумя инструментами и объясним, почему она имеет значение.

Причинно-следственная логика

Как правило, система KPI (где KPI распределены по нескольким категориям) не имеет очевидной причинно-следственной логики. Иногда она подразумевается, однако пользователь её не видит.

Например:

  • В рамках обеспечения безопасности вы проводите тренинги по технике безопасности и измеряете % прошедших обучение сотрудников.
  • Фокус на обеспечении безопасности призван снизить текучку высококвалифицированных кадров и повысить их производительность, измеряемую как выработка в час.

Как эта ситуация рассматривается в рамках систем KPI и ССП:

  • В системе KPI эта логика подразумевается, но особым образом она не рассматривается.
  • В ССП по Каплану и Нортону (на стратегической карте) она будет отражена как связь между целями, например, “Знание техники безопасности” и “Удержание профессионалов”. Показатели производительности согласуются с этими целями.

Почему фокус на KPI является проблемой

Следующее ключевое различие состоит в том, что система KPI сфокусирована на показателях производительности, в то время как в ССП внимание сосредоточено на бизнес-целях.

Почему фокус на KPI может стать проблемой:

  • По мере увеличения количества показателей подразумеваемую логику становится тяжелее запомнить и объяснить команде.
  • Внимание команды сосредоточено не на достижении цели, а на KPI. Нередко это приводит к проблемам недостатка мотивации и неправильного использования системы. В результате, команда в лучшем случае решает, что KPI для неё не работают.
  • Измерительная часть тесно связана с изменениями бизнес-среды. Возвращаясь к предыдущему примеру, можно отметить долговременность цели «Знание техники безопасности», при этом показатели для ее измерения не являются постоянными.

Почему каскадирование по KPI не является хорошей идеей

В большинстве случаев каскадирование по KPI является плохой идеей, потому что большинство KPI нельзя разделить на части.

Возьмём для примера показатели «знания техники безопасности». Безопасность является основным принципом деятельности организации. Давайте проверим, можно ли каскадировать её по KPI.

  • Уровень исполнительного директора: знание ТБ (копия уровня HR).
  • Уровень HR: знание ТБ измеряется процентом сотрудников, прошедших соответствующий тренинг.
  • Уровень подразделения: предполагается, что на этом уровне мы должны использовать что-то вроде «% сотрудников, прошедших обучение технике безопасности в этом подразделении», однако проблема состоит в том, что обучение контролирует HR, а на уровне подразделения мы можем только отслеживать, но не изменять KPI.
  • Уровень сотрудников: показатель должен быть конвертирован в бинарный индикатор: «Я прошел обучение, да/нет».

Какая информация была получена организацией посредством подобного каскадирования? Невольно мы сообщили команде следующее:

  1. Безопасность играет важное значение.
  2. Проводить тренинги по безопасности — задача HR, так как мы не контролируем обучение напрямую.
  3. Достижение высоких значений KPI безопасности важнее, чем действительное её повышение.

Похоже на преувеличение, но именно так выглядит каскадирование по KPI.

То же каскадирование, произведенное по цели «знание ТБ» выглядит более интересным:

  • Уровень исполнительного директора: приобретение необходимых знаний ТБ всеми сотрудниками организации.
  • Уровень HR: разработка метода измерения знаний по ТБ (некоторые идеи были представлены в статье о понимании стратегии) и повышения безопасности.
  • Уровень подразделения: что безопасность означает в нашем случае? Как мы можем внедрить эти идеи локально?
  • Уровень сотрудников: внимание уделяется аспектам безопасности, относящимся к моей работе.

Если вы хотите получить более полное представления о преимуществах каскадирования по цели по сравнению с каскадированием по KPI, ознакомьтесь со статьей о каскадировании, упомянутой во вступлении.

Почему реализация по KPI неэффективна

KPI – это модель реального мира, но не сам мир.

  • KPI эффективны, если область цели стабильна и предсказуема. Например, отслеживание KPI товарного склада более целесообразно, чем отслеживание KPI компании-разработчика ПО.
  • KPI могут принести больше вреда, чем пользы, если на их основе проводятся расчеты бонусов.

Что произойдет, если мы сместим фокус реализации на бизнес-цели?

  • Мы по-прежнему будем пользоваться метрикой, однако первостепенное значение получит бизнес-контекст.
  • Признав первенство бизнес-цели, мы можем численно представить даже такие сложные области, как качество или лидерство.
  • Используемые нами KPI будут соответствовать определённому стандарту качества.
  • Сосредоточившись на цели, сначала мы ответим на вопросы «зачем?» и «как?»

Эти нюансы могут показаться малозначительными, но на самом деле они существенно влияют на ситуацию, особенно в больших масштабах.

Чем BI-панель отличается от стратегической карты?

Ранее мы говорили о том, что в качестве инструмента визуализации система KPI использует BI-панель, а ССП по Каплану и Нортону поддерживается стратегической картой.

Чем они отличаются? Об этом мы подробно говорили в отдельной статье. Если говорить вкратце, BI-панель фокусируется на KPI и их значениях, а стратегическая карта – на бизнес-целях и связях между ними.

ПО для автоматизации KPI или ПО для автоматизации ССП

Мы рассмотрели, в чем состоит разница между основными концепциями. Теперь мы можем обсудить вопрос об отличиях двух типов программного обеспечения.

Фокус

  • Основные функции ПО для автоматизации систем KPI состоят в расчетах KPI и системы показателей. Подобная платформа способна стать хорошей заменой прототипа системы показателей, созданной в Excel.
  • ПО для автоматизации ССП сфокусирована на стратегической карте с причинно-следственной логикой. Платформа является хорошей альтернативой картам, созданным вручную или при помощи ПО для презентаций.

Каскадирование

  • Каскадирование является одной из основных функций ПО для автоматизации ССП. Например, цели одного уровня могут быть каскадированы в другие системы показателей.
  • Как правило, ПО для автоматизации KPI не способно предложить адекватные инструменты каскадирования, а сами KPI являются не лучшей основой для каскадирования.

Визуализация данных:

  • ПО для автоматизации KPI разрабатывается с учетом необходимости визуализации и анализа данных, функции, входящие в инструментарий бизнес-аналитики получают, как правило, большее развитие.
  • Как и платформы для автоматизации KPI, инструменты ССП предлагают различные варианты визуализации. Стратегические карты поддерживаются классическими инструментами визуализации и отчетами о производительности.

Влияние на мотивацию:

  • Инструменты KPI создают привлекательные отображения данных для топ-менеджеров, однако они способны перевести внимание команды с того, что действительно важно, на отслеживаемые показатели.
  • Инструмент для автоматизации ССП предложит пользователю картину стратегии. Если ПО не стеснено ограничениями распространения информации, оно также поможет распространить понимание стратегии по всей организации.

При этом большинство платформ для автоматизации ССП предлагают не только инструменты ведения ССП Каплана и Нортона, но и функции, необходимые для отслеживания KPI.

Вывод

В этой статье я поделился своим мнением о двух типах инструментов автоматизации. Я предпочитаю более гибкие и более подходящие для задач реализации стратегии платформы для автоматизации ССП.

На практике (как показывает опыт наших пользователей) случаи применения программы отличаются большим разнообразием:

  • Некоторые используют BSC Designer исключительно для поддержки системы KPI
  • Другие используют инструмент по методу OKR.
  • Третьи пользуются программой для реализации стратегии по Каплану и Нортону.

Надеюсь, эта статья поможет вам лучше понять потребности своей организации и подобрать более подходящий ей инструмент. Обратите внимание на BSC Designer, программу способную предложить вам все инструменты, необходимые для автоматизации ССП.

Цитирование: Alexis Savkín, "Софт для ССП или ПО для автоматизации KPI: в чем разница?", BSC Designer, 1 июня, 2020, https://bscdesigner.com/ru/software-ssp-vs-kpi.htm.

Оставьте комментарий