Пример ССП некоммерческой организации с 14 KPI

Обзор примера ССП некоммерческой организации: узнайте о том, как НКО могут использовать сбалансированную систему показателей, какие цели и индикаторы должны быть включены в финансовую перспективу.

Недавно у меня состоялся разговор с исполнительным директором некоммерческой организации. Он интересовался возможностью внедрения ССП в подобной структуре. Больше всего его интересовала финансовая перспектива: очевидно, большинство её показателей невозможно применить в НКО.

Мой краткий ответ был таким:

«Если у вас есть стратегия и вы отите эффективно её реализовать, вы сможете создать и внедрить ССП в некоммерческой организации.»

Пример стратегической карты ССП

ССП некоммерческой организации
Воспользуйтесь бесплатным планом для доступа к 28 шаблонам ССП, включая ССП некоммерческой организации.

В этой статье я покажу, как ССП могут использовать правительство и некоммерческие организации, а также как они могут трансформировать финансовую перспективу ССП. Как и всегда, ороший пример поможет проиллюстрировать мои доводы.

Почему некоммерческой организации нужна ССП

Почему некоммерческой организации нужна ССП?

Существует две причины.

1. Она поможет описать и реализовать стратегию

В первую очередь ССП помогает описать стратегию, сосредоточиться на действительно важны веща и, наконец, успешно претворить стратегический план в жизнь.

Безусловно, некоторые НКО испытывают сложности с формулированием стратегии, но подод сбалансированной системы показателей может помочь им направить мысли о планировании в правильное русло.

2. ССП помогает найти общий язык с людьми, которые делают пожертвования

Немалая часть пожертвований поступает в НКО из компаний, занимающися коммерческой деятельностью. Директора эти организаций используют ССП для стратегического планирования.

В этом смысле НКО, использующие систему показателей, имеют больше шансов получить финансирование, поскольку они говорят со спонсорами на одном языке бизнеса.

Куда НКО должна поместить финансовую перспективу?

В большинстве случаев коммерческие организации используют один и тот же (см. практическое упражнение) порядок перспектив ССП: 1. Финансовая перспектива сбалансированной системы показателей Финансовая перспектива, 2. Перспектива клиента сбалансированной системы показателей Клиентская перспектива, Перспектива внутренни процессов сбалансированной системы показателей 3. Перспектива процессов, 4. Перспектива обучения и роста сбалансированной системы показателей Перспектива обучения. НКО подобного согласия пока не достигли. Логика подсказывает, что нужно разместить на самый вер диаграммы наиболее важные долгосрочные результаты (не имеющие отношения к финансам).

  • В своей статье Роберт Каплан[1] рекомендует некоммерческим организациям поместить во главу угла цели долгосрочной миссии (например, сокращение бедности, болезней, сокращения загрязнения).

Пример KPI для НКО

ССП некоммерческой организации
Воспользуйтесь бесплатным планом для доступа к 28 шаблонам ССП, включая ССП некоммерческой организации.

Что дальше?

Как упоминалось ранее, именно коммерческие организации часто инвестируют средства в социальные программы НКО. Глядя на финансовые показатели собственны ССП, они отят сожим образом отслеживать эффективность социальны инвестиций в некоммерческие организации. Вероятно, именно по этой причине многие НКО выбирают стандартный порядок перспектив:

Стандартный порядок:

  • 1. Финансовая перспектива сбалансированной системы показателей Финансы
  • 2. Перспектива клиента сбалансированной системы показателей Клиенты
  • 3. Перспектива внутренни процессов сбалансированной системы показателей Внутренние процессы
  • 4. Перспектива обучения и роста сбалансированной системы показателей Обучение

В некоторы случая я мог видеть финансовую перспективу, помещенную в самый низ диаграммы ССП. Менеджеры подобны организаций рассматривают финансы исключительно как ресурс и не отят отводить для ни место наверу. Проблемой этого подода является сложность отслеживания причинно-следственной логики подобной ССП.

Финансы внизу:

  • 1. Перспектива клиента сбалансированной системы показателей Клиенты
  • 2. Перспектива внутренни процессов сбалансированной системы показателей Внутренние процессы
  • 3. Перспектива обучения и роста сбалансированной системы показателей Обучение
  • 4. Финансовая перспектива сбалансированной системы показателей Финансы

Существует два наиболее популярны подода к ССП-диаграммам некоммерчески организаций. Есть и другие методы, например, переименование «Финансов» в «Успе» или «Интересы сторон»[2] или и помещение на один уровень с клиентской перспективой[3].

  • В эти случая неободимо задать вопрос о том, можно ли отследить причинно-следственную связь.

Кем являются клиенты?

Некоммерческая организация имеет по крайней мере два типа клиентов:

  • Клиенты-доноры, которые платят (делают пожертвования)
  • Принимающие клиенты (получающие выгоду от существования НКО)

При этом бывают и смешанные случаи. Например, клиенты профессионального сообщества с ежегодным взносом одновременно платят организации деньги и получают выгоду от её существования.

Бесплатный курс по стратегическому планированию от BSC Designer

Пример ССП некоммерческой организации

Попробуем создать ССП некоммерческой организации, которая будет принимать во внимание рассмотренные выше нюансы. В качестве инструмента автоматизации я буду использовать BSC Designer Online. Вы можете использовать мой шаблон для построения собственной системы показателей.

Добавление стратегически тем

Некоммерческие организации работают с двумя типами клиентов: финансовыми донорами и получателями. Вероятно, на соответствующей стратегической карте мы должны выделить цели, относящиеся к обеим группам. Для этого наша команда использовала функцию «стратегическая тема».

Стратегическая тема финансовы доноров в некоммерческой ССП

Вместо одной стратегической темы «Близость с клиентами» мы создали две темы:

  • Клиенты: финансовые доноры (голубой цвет на карте)
  • Клиенты: получатели (зелёный цвет на карте)

Легенда стратегической карты для стратегической системы показателей НКОДве другие стандартные семы – «Превосодство процессов» и «Лидерство продуктов» – остались без изменений.

Подготовка перспектив и некоммерческой миссии

На следующем этапе мы подготовили четыре перспективы ССП и соответствующее описание. Сверу наодится цель долгосрочной миссии (например, сокращение бедности или загрязнения).

Формулировка цели для НКО

Миссия некоммерческой организации наодится наверу ССП-диаграммы

ССП некоммерческой организации
Воспользуйтесь бесплатным планом для доступа к 28 шаблонам ССП, включая ССП некоммерческой организации.

Цели и причинно-следственная связь между ними

Мы добавили на карту несколько стратегически целей. Для каждой цели была назначена стратегическая тема, также были уточнены причинно-следственные связи.

Инициативы и KPI

Наконец, мы согласовали некоторые инициативы и показатели с бизнес-целями. Рассмотрим, к примеру, цель финансовой перспективы «Стабильность и рост».

  • С этой целью была согласована инициатива «Баланс доодов и расодов» (она показывается на карте)
  • С этой целью был согласован показатель результата «Чистая сумма привлеченны средств» (в качестве средства визуализации этого показателя мы выбрали индикаторную диаграмму и график процесса)
  • Показатель действия «Финансовые доноры» является результатом связи этой цели с целью клиентской перспективы «Финансовые доноры» (результативная часть цели «Финансовые доноры» — это показатель действия цели «Стабильность и развитие»).

Чтобы узнать больше о показателя действия и результата, прочтите эту статью.

Цель «Стабильность и развитие» в ССП некоммерческой организации

В результате мы получили следующую стратегическую карту:
Пример стратегической карты ССП

ССП некоммерческой организации
Воспользуйтесь бесплатным планом для доступа к 28 шаблонам ССП, включая ССП некоммерческой организации.

Пример дашборда для НКО:
Панель бизнес-аналитически инструментов для НКО

ССП некоммерческой организации
Воспользуйтесь бесплатным планом для доступа к 28 шаблонам ССП, включая ССП некоммерческой организации.

Думаю, мы обсудили большую часть наиболее важны нюансов ССП некоммерческой организации. Остальная её часть поожа на классическую сбалансированную систему показателей.

Если вы отите продолжить изучение ССП, я рекомендую следующие материалы:

В комментария под статьей вы можете поделиться своими мыслями или задать вопрос.

Что дальше?

Другие примеры Сбалансированны Систем Показателей

Стратегическая карта сформированная с помощью программного решения BSC Designer
8 ШАГОВ Для Создания Стратегической Карты от BSC Designer
KPI для Корпоративного Управления

Ссылки

  1. ^ Strategic Performance Measurement and Management in Nonprofit Organizations Robert S. Kaplan, Jossey-Bass, A Publishing Unit of John Wiley & Sons, Inc. 2001
  2. ^ Financial Perspective of the Balanced Scorecard, Aleksey Savkin, 2014, BSC Designer
  3. ^ Implementing A Balanced Scorecard In A Not-For-Profit Organization, Michael Martello, John G. Watson, Michael J. Fischer, Journal of Business & Economics Research – September 2008 Volume 6, Number 9
  4. ^ Balanced Scorecard Step-by-Step for government and nonprofit agencies, Paul R. Niven, 2008, John Wiley & Sons, Inc.
Цитирование: Aleksey Savkin, "Пример ССП некоммерческой организации с 14 KPI", BSC Designer, 12 октября, 2020, https://bscdesigner.ru/ssp-nko.htm.

Оставьте комментарий