Пример ССП некоммерческой организации с 14 KPI

Обзор примера ССП некоммерческой организации: узнайте о том, как НКО могут использовать сбалансированную систему показателей, какие цели и индикаторы должны быть включены в финансовую перспективу.

Недавно у меня состоялся разговор с исполнительным директором некоммерческой организации. Он интересовался возможностью внедрения ССП в подобной структуре. Больше всего его интересовала финансовая перспектива: очевидно, большинство её показателей невозможно применить в НКО.

Мой краткий ответ был таким:

«Если у вас есть стратегия и вы хотите эффективно её реализовать, вы сможете создать и внедрить ССП в некоммерческой организации.»

Пример стратегической карты ССП

ССП некоммерческой организации
Воспользуйтесь бесплатным планом для доступа к 23 шаблонам ССП, включая ССП некоммерческой организации.
В этой статье я покажу, как ССП могут использовать правительство и некоммерческие организации, а также как они могут трансформировать финансовую перспективу ССП. Как и всегда, хороший пример поможет проиллюстрировать мои доводы.

Почему некоммерческой организации нужна ССП

Почему некоммерческой организации нужна ССП?

Существует две причины.

1. Она поможет описать и реализовать стратегию

В первую очередь ССП помогает описать стратегию, сосредоточиться на действительно важных вещах и, наконец, успешно претворить стратегический план в жизнь.

Безусловно, некоторые НКО испытывают сложности с формулированием стратегии, но подход сбалансированной системы показателей может помочь им направить мысли о планировании в правильное русло.

2. ССП помогает найти общий язык с людьми, которые делают пожертвования

Немалая часть пожертвований поступает в НКО из компаний, занимающихся коммерческой деятельностью. Директора этих организаций используют ССП для стратегического планирования.

В этом смысле НКО, использующие систему показателей, имеют больше шансов получить финансирование, поскольку они говорят со спонсорами на одном языке бизнеса.

В этом коротком видео соавтор ССП Роберт Каплан кратко объясняет преимущества использования системы некоммерческими организациями:

Куда НКО должна поместить финансовую перспективу?

В большинстве случаев коммерческие организации используют один и тот же (см. практическое упражнение) порядок перспектив ССП: 1. Финансовая перспектива сбалансированной системы показателей Финансовая перспектива, 2. Перспектива клиента сбалансированной системы показателей Клиентская перспектива, Перспектива внутренних процессов сбалансированной системы показателей 3. Перспектива процессов, 4. Перспектива обучения и роста сбалансированной системы показателей Перспектива обучения. НКО подобного согласия пока не достигли. Логика подсказывает, что нужно разместить на самый верх диаграммы наиболее важные долгосрочные результаты (не имеющие отношения к финансам).

  • В своей статье Роберт Каплан[1] рекомендует некоммерческим организациям поместить во главу угла цели долгосрочной миссии (например, сокращение бедности, болезней, экологического загрязнения).

Пример KPI для НКО

ССП некоммерческой организации
Воспользуйтесь бесплатным планом для доступа к 23 шаблонам ССП, включая ССП некоммерческой организации.

What’s goes next?

Как упоминалось ранее, именно коммерческие организации часто инвестируют средства в социальные программы НКО. Глядя на финансовые показатели собственных ССП, они хотят схожим образом отслеживать эффективность социальных инвестиций в некоммерческие организации. Вероятно, именно по этой причине многие НКО выбирают стандартный порядок перспектив:

Стандартный порядок:

  • 1. Финансовая перспектива сбалансированной системы показателей Финансы
  • 2. Перспектива клиента сбалансированной системы показателей Клиенты
  • 3. Перспектива внутренних процессов сбалансированной системы показателей Внутренние процессы
  • 4. Перспектива обучения и роста сбалансированной системы показателей Обучение

В некоторых случаях я мог видеть финансовую перспективу, помещенную в самый низ диаграммы ССП. Менеджеры подобных организаций рассматривают финансы исключительно как ресурс и не хотят отводить для них место наверху. Проблемой этого подхода является сложность отслеживания причинно-следственной логики подобной ССП.

Финансы внизу:

  • 1. Перспектива клиента сбалансированной системы показателей Клиенты
  • 2. Перспектива внутренних процессов сбалансированной системы показателей Внутренние процессы
  • 3. Перспектива обучения и роста сбалансированной системы показателей Обучение
  • 4. Финансовая перспектива сбалансированной системы показателей Финансы

Существует два наиболее популярных подхода к ССП-диаграммам некоммерческих организаций. Есть и другие методы, например, переименование «Финансов» в «Успех» или «Интересы сторон»[2] или их помещение на один уровень с клиентской перспективой[3].

  • В этих случаях необходимо задать вопрос о том, можно ли отследить причинно-следственную связь.

Кем являются клиенты?

Рассматривая Перспектива клиента сбалансированной системы показателей клиентскую перспективу коммерческой ССП, мы говорили о том, что клиентами являются не только конечные пользователи продукта или услуги, но и партнёры и прочие стороны, работающие с компанией. Подобная классификация помогает определить более конкретные цели для каждой группы клиентов.
Некоммерческая организация имеет по крайней мере два типа клиентов:

  • Клиенты, которые платят (делают пожертвования)
  • Принимающие клиенты (получающие выгоду от существования НКО)

При этом бывают и смешанные случаи. Например, клиенты профессионального сообщества с ежегодным взносом одновременно платят организации деньги и получают выгоду от её существования.

Strategy Execution Training. 5 Training Products: Balanced Scorecard, OKR, Strategy Scorecard, KPIs, Automation. Training and Certification.

Пример ССП некоммерческой организации

Попробуем создать ССП некоммерческой организации, которая будет принимать во внимание рассмотренные выше нюансы. В качестве инструмента автоматизации я буду использовать BSC Designer Online. Вы можете использовать мой шаблон для построения собственной системы показателей.

Добавление стратегических тем

Некоммерческие организации работают с двумя типами клиентов: финансовыми донорами и получателями. Вероятно, на соответствующей стратегической карте мы должны выделить цели, относящиеся к обеим группам. Для этого наша команда использовала функцию «стратегическая тема».

Стратегическая тема финансовых доноров в некоммерческой ССП

Вместо одной стратегической темы «Близость с клиентами» мы создали две темы:

  • Клиенты: финансовые доноры (голубой цвет на карте)
  • Клиенты: получатели (зелёный цвет на карте)

Легенда стратегической карты для стратегической системы показателей НКОДве другие стандартные схемы – «Превосходство процессов» и «Лидерство продуктов» – остались без изменений.

Подготовка перспектив и некоммерческой миссии

На следующем этапе мы подготовили четыре перспективы ССП и соответствующее описание. Сверху находится цель долгосрочной миссии (например, сокращение бедности или загрязнения).

Формулировка цели для НКО

Миссия некоммерческой организации находится наверху ССП-диаграммы

ССП некоммерческой организации
Воспользуйтесь бесплатным планом для доступа к 23 шаблонам ССП, включая ССП некоммерческой организации.

Цели и причинно-следственная связь между ними

Мы добавили на карту несколько стратегических целей. Для каждой цели была назначена стратегическая тема, также были уточнены причинно-следственные связи.

Инициативы и KPI

Наконец, мы согласовали некоторые инициативы и показатели с бизнес-целями. Рассмотрим, к примеру, цель финансовой перспективы «Стабильность и развитие».

  • С этой целью была согласована инициатива «Баланс поступлений и расходов» (она показывается на карте)
  • С этой целью был согласован показатель результата «Чистая сумма привлеченных средств» (в качестве средства визуализации этого показателя мы выбрали индикаторную диаграмму и график процесса)
  • Показатель действия «Финансовые доноры» является результатом связи этой цели с целью клиентской перспективы «Финансовые доноры» (результативная часть цели «Финансовые доноры» — это показатель действия цели «Стабильность и развитие»).

Чтобы узнать больше о показателях действия и результата, прочтите эту статью.

Цель «Стабильность и развитие» в ССП некоммерческой организации
ССП некоммерческой организации
Воспользуйтесь бесплатным планом для доступа к 23 шаблонам ССП, включая ССП некоммерческой организации.

В результате мы получили следующую стратегическую карту:
Пример стратегической карты НКО

ССП некоммерческой организации
Воспользуйтесь бесплатным планом для доступа к 23 шаблонам ССП, включая ССП некоммерческой организации.

Пример панели бизнес-аналитических инструментов для НКО:
Панель бизнес-аналитических инструментов для НКО

ССП некоммерческой организации
Воспользуйтесь бесплатным планом для доступа к 23 шаблонам ССП, включая ССП некоммерческой организации.

Думаю, мы обсудили большую часть наиболее важных нюансов ССП некоммерческой организации. Остальная её часть похожа на классическую сбалансированную систему показателей.

Если вы хотите продолжить изучение ССП, я рекомендую следующие материалы:

В комментариях под статьей вы можете поделиться своими мыслями или задать вопрос.

Что дальше?

Другие примеры Сбалансированных Систем Показателей

Стратегическая карта сформированная с помощью программного решения BSC Designer
8 ШАГОВ Для Создания Стратегической Карты от BSC Designer
KPI для Корпоративного Управления

Ссылки

  1. ^ Strategic Performance Measurement and Management in Nonprofit Organizations Robert S. Kaplan, Jossey-Bass, A Publishing Unit of John Wiley & Sons, Inc. 2001
  2. ^ Financial Perspective of the Balanced Scorecard, Aleksey Savkin, 2014, BSC Designer
  3. ^ Implementing A Balanced Scorecard In A Not-For-Profit Organization, Michael Martello, John G. Watson, Michael J. Fischer, Journal of Business & Economics Research – September 2008 Volume 6, Number 9
  4. ^ Balanced Scorecard Step-by-Step for government and nonprofit agencies, Paul R. Niven, 2008, John Wiley & Sons, Inc.
О нас

Эксперт по стратегии | Тренер | Автор

BSC Designer это ПО для Систем Сбалансированных Показателей (ССП), которое помогает компаниям лучше сформулировать свою стратегию и сделать процесс исполнения стратегии более контролируемым при помощи KPI.

Как специалисты используют BSC DESIGNER

Strategy map
Описывают свое представление о стратегии на стратегических картах
KPIs
Отслеживают индикаторы действия и результата для расчета успешности
Initiatives
Вовлекают сотрудников в исполнение стратегии и контролируют команду
Опубликовано в Статьи

Добавить комментарий