Схема Системы Сбалансированных Показателей (ССП) Balanced Scorecard

С Системой Сбалансированных Показателей присутствует некая путаница  на рынке. Ходит много мифов и легенд о том, что эта система позволяет решить чуть ли не все бизнес проблемы за раз, но как выясняется мало кто представляет как же это реализовывать на практике и тем более как компания от этого может получить измеримую выгоду.

Схема Balanced Scorecard

Рассмотрим схему Balanced Scorecard, для удобства кликните по схеме, чтобы открыть большой её вариант в отдельном окне.

Схема Balanced Scorecard

Начинаем со стратегического планирования

Типичная ошибка в работе с Системой Сбаллансированных Показателей это начить с индикаторов. Это не верный подход, т.к. индикаторы являются лишь измерением, а более важно это то что вы мерите и для чего вы это измеряете.

  • Начите со стратегических целей вашего бизнеса. Что вы хотите достигнуть, какие бизнес проблемы решить, что вам для этого придется решить по пути?

Над стратегическими целям придется поразмышлять, желательно чтобы в этом был задействован не только собственник бизнеса, но и топ-менеджмент. Не удивляйтесь, если через месяц активной работы ваши, казалось бы долгосрочные стратегические цели, изменятся — это естественный проецесс.

Стратегическая карта

Стартегический план разработанный в предыдущем пункте это достаточно детальный документ, описывающий в первом приближении те шаги которые вам необходимо сделать для успеха вашего бизнеса. Что касается стратегической карты, то это одностраничный документ, чья основная функция визуализировать ваши самые приоритетные бизнес цели, показать связь между ним.

Аналогия с географической картой будет уместна:

  • Карта местности не есть сама местность, лишь её модель. Также и стратегическая карта не должна содержать все бизнес процессы это лишь глобальная модель бизнес целей.

Индикаторы, бенчмарки

От карты местности не будем много пользы, если вы не знаете где вы находитесь. При прогулке в горах для этих целей могут служить ориентиры, компас или GPS. В бизнесе для успешного следования целям обозначеннрым в стратегической карте вам нужны индикаторы.

Логично, что индикаторы в этом случае должны показывать то, насколько вы продвинулись к достижению ваших бизнес целей. Нет смысла брать какие-то индикаторы из других, пусть даже похожих бизнесов. Индикаторы должны внедряться индивидуально под ваши цели.

Значения индикаторов сами по себе мало что вам скажут, для того чтобы понять текущее состояние индикаторы или установить целевое значение нужно использовать бенчмарки (benchmark). Откуда берутся значения бенчмарков?

  • По определению они могут браться из результатов сравнительного анализа бизнесов в данной области. Если большинство магазинов делают 100$ прибыли на квадратный метр помещения в месяц, то вы тоже можете взять эту величину.
  • Исторические значения или значения других бизнес подразделений — можно взять значение которое было достигнуто в другом успешном бизнес подраздлении за ориентир.

План действий

Вернемся к аналогии с загородной прогулкой. У вас есть цель — хорошо провести время на природе, посмотреть на окружающие красоты. У вас есть карта местности, у вас есть GPS навигатор, чтобы точно не заблудиться… Чего не хватат? Действий! Нужно запастись водой и отправиться в путь!

В бизнеснес одно только измерение не гарантирует никаких изменений. К каждой бизнес цели и к каждому показателю должны быть привязаны определенные действия для работы с этим показателем.

Минимальный набор действий это слежение за состоянием индикатора. Если он стал красным, то запускаем план такой-то.

Обновляйте регулярно

Первый секрет успешной Balanced Scorecard это регулярно заниматься обновлением всех её частей — бизнес планов, бизнес целей, индикаторов, планов действий.

Как правило после первого внедрения вы обнаружите что что-то не работает или не работает как вы это задумывали — это естественый процесс, подгоняйте систему под свои нужды.

Вовлекайте сотрудников

В итоге системой сбалансированных показателей или её результатами будут пользоваться ваши сотрудники. Вовлекайте ваших сотрудников уже на первых этапах создания системы, когда вы определяете показатели, когда вы определяете план действий.

Ваши сотрудники будут использовать систему с большим энтузиазмом и в итоге приведут вашу компанию к успеху.

Об авторе

Aleksey Savkin является основателем AKS-Labs, фирмы поставщика программного обеспечения BSC Designer и инструментов для разработчиков. Его область экспертизы включает удаленный менеджмент, Balanced Scorecard, показатели эффективности, управление эффективностью бизнеса. Aleksey автор ряда статей и книг по теме Balanced Scorecard.

Опубликовано в Статьи

Отзывы

Я искал инструмент, который помог бы мне выстроить общий показатель производительности логистического отдела. Мы используем BSC Designer, чтобы создать общий показатель для измерения производительности логистического отдела. В нем должна быть опция для использования весового фактора.

Jiri Kratochvil, Менеджер проектов логистического отдела, PMI, Чехия