Учимся Balanced Scorecard у крупнейшего ретейлера Tesco

Отличный урок о том как работает Balanced Scorecard на практике можно получить от международного ретейлера Теско (компания пока только планирует выйти на российский рынок, но в Европе магазины Теско предлагают огромный ассортимент продуктов и товаров для дома).

Эта компания известна своей превосходной системой управления бизнеса и ИТ системой. Важно то, что Balanced Scorecard компании ежегодно публикуется на tescoplc.com и на нее стоит взглянуть. Кстати, Balanced Scorecard Теско имеет даже своё собственное имя, её наывают «steering wheel» — можно перевести как рулевое/управляющее колесо.

Learning Balanced Scorecard lesson from Tesco steering wheel

Источник: www.tesco-careers.com

В этой статье (точнее, в переводе, т.к. оригинал опубликован на английском сайте) я бы хотел разобрать Balanced Scorecard Теско на 2013 год и показать улучшения, которые может применить каждый бизнес.

Это не классическая Balanced Scorecard

Если вы когда-нибудь начнете дискуссию о Balanced Scorecard (BSC) или о том что такое BSC, то рано или поздно появится эксперт, который заявит, что то о чем вы говорите это не BSC, потому что у вас не хватает каких-то важных компонент.

Как мы обсуждали ранее (оригинальная статья на английском), для Balanced Scorecard не существует какого-то зафиксированного рецепта. Компании используют эту систему и изменяют её согласно своим требованиям. Что более важно, так это то что компании добиваются улучшения своей результативности.

В каком-то смысле Теско сделала такой же фокус. Они взяли классическую идею Систем Сбаллансированных Показателей в качестве основы и адаптировали её к нуждам компании.

Tesco's Balanced Scorecard

Источник: tescoplc.com

Давайте взглянем на то что публикуется на сайте и посмотрим чего «не хватает»:

  • В самом начале заявляется, что у Tesco есть 5 категорий (для точности передачи смысла не перевожу их): community, operations, people, finance, customer. Вспомним, что классическая BSC предлагает нам использовать 4-ре категории, которые к тому же немного отличаются.
  • Другое отличие от классическо ССП в том, что стратегическая карта не включана. Если вы посмотрите на BSC опубликованную на сайте Теско, то увидите, что из нее невозможно понять в чем стратегические цели компании и как она собирается их достичь. Очевидно, что стратегическая карта просто не публикуется в открытом доступе. На самом деле какие-то кусочки карты можно найти если поискать «7 part» strategy of Tesco».
  • Также мы знаем, что в классической ССП любой объект должен быть привязан к KPI и плану действий. Видно, что публичная ССП Теско не имеет таких деталей, как например план дейстий, но комментарии нам дают общую информацию о том что компания собирается делать, естественно эти данные для сотрудников имеют больший смысл.

Давайте изучим то, что любая компания может внедрить у себя.

С моей точки зрения самое важное, что сделала Теско это публикация Balanced Scorecard публично. Теперь их Balanced Scorecard, а значит общее предсталение об их целях имеют их сотрудники, партнеры, клиенты. Это отличный способ заявить, что Balanced Scorecard важна для вашей компании и что вы исплоьзуете её для управлением бизнесом.

Отметки о достижении

Давайте теперь уделим внимание отметкам исплоьзованным в BSC. Достигнутые или недостигнутые цели помечаются галочкой или крестиком, что дает возможность быстро получить общую картину и узнать что работает а что нет.

Achieved or unachieved targets are marked with tick or cross

Источник: www.tescoplc.com

Также, менее важно, но приятная особенность: когда величина только появляется в BSC (для года 2008), она не отмечена ни галочкой и крестиком, на ней просто написано «Новая величина».

Выводы:

  • Эта Система Сбаллансированных Показатей не на 100% классическая
  • Карта со стратегическими целями достуна, но отдельно от BSC
  • ССП опубликована онлайн
  • Простые для восприятия обозначения использованы для отображения прогресса

Автор статьи на G+

Опубликовано в Статьи

Отзывы

Я загрузил BSC Designer, чтобы изучить подход ССП и внедрить его в нашей компании. BSC Designer оказался достаточно удобным и легко приспосабливаемым, что позволяет создавать индикаторы и рабочие панели для выполнения наших действий и проектов. Мне кажется, что это ПО очень полезно для выполнения заданий по Сбалансированным Показателям. Я бы хотел порекомендовать другим эту программу.

Terry Yu, Управляющий директор FHT Consulting