Как принимать решения на основе данных

Принятие решения подразумевает проождение нескольки этапов от анализа ситуации до формулирования плана действий. Разберёмся, чем решения на основе данны отличаются от решений в стиле «что будет, то будет».

7 этапов принятия решения на основе данны

Ключевые темы статьи:

Почему мы должны принимать решения на основе данны?

Простой ответ: комплексность. Любое принимаемое нами решение основано на данны. Решив перейти дорогу, вы интуитивно собираете множество данны: трафик, погодные условия, данные о поведении други пешеодов.

В контексте бизнеса мы также можем принимать решения, следуя интуиции, однако в связи высокой комплексностью контекста, мы не можем использовать этот естественный подод. На определённом этапе мы должны перейти на решения на основе данны.

Основные арактеристики решений на основе данны

Принятие решений на основе данны (также известное как DDDM) – это практика сбора и анализа релевантны данны для обоснования решений.

Не существует конкретной процедуры, которую неободимо выполнить. Многие авторы предпочитают рассматривать DDDM с точки зрения данны. Я, с другой стороны, очу показать, как принятие решений на основе данны согласуется с идеями стратегического планирования.

Основные арактеристики упорядоченного, основанного на данны подода к принятию решений:

  • Отслеживание KPI. Используйте ключевые показатели эффективности (KPI), согласованные со стратегией. Будьте внимательны по отношению к метрикам тщеславия и простым показателям.
  • Ведение учета обоснований. Записывайте, почему вы приняли это решение, чем оно обосновано.
  • Обучение на ошибка. Анализ исодов плои и ороши решений, создание обучающи и улучшающи циклов.

Далее мы рассмотрим практическое значение эти арактеристик.

Альтернативы решений на основе данны

Рассмотрим альтернативы принятия решений на основе данны.

Управление на основе KPI

Как правило, термин «управление на основе KPI» означает практику построения иерарии KPI и принятие деловы решений в соответствии с трендами значений KPI.

  • В целом, мы говорим о систем KPI. В ороши рука она будет согласована с контекстом бизнеса и направит организацию к верным целям.

Иногда термин используется иронически для описания предвзятости управляющи, сосредоточенны на измерении производительности в большей степени, чем на создании реальной ценности.

Большие данные

Говоря о решения на основе данны, мы предполагаем доступность данны. В случае работы с Big Data мы наоборот делаем упор на извлечении информации из больши объемов комплексны данны.

При условии правильны сбора, анализа и учета большие данные станут фундаментом для принятия решений на основе данны.

Решения на основе данны или интуитивно принятые решения

Я сравнил этапы принятия типичны интуитивны решений (назовём и «что будет, то будет») с принятием решений на основе данны.

1. Понимание контекста бизнеса

“Что будет, то будет” Принятие решений на основе данны
У нас отличная идея – давайте её реализуем! Речь идёт не просто об одном решении — неободимо понять контекст, приоритеты и причинно-следственные связи. Сначала посмотрим на стратегическую карту.

В идеале принятие решений должно быть тактической частью упорядоченного процесса стратегического планирования.

Хорошие решения соответствуют общему видению организации, представленному на стратегической карте.

2. Определение KPI

“Что будет, то будет” Принятие решений на основе данны
Интересная идея! Найдём для неё какие-нибудь KPI из интернета. При помощи KPI мы отим принять более осязаемое и конкретное решение. Мы разрабатываем KPI именно для нашей компании. Мы задаём себе следующие вопросы:

  • Как мы будем контролировать процесс реализации (показатели действия)?
  • Как будут подтверждаться достигнутые результаты?
  • Когда мы планируем достичь эти результатов? (установка целевы значений)

KPI – это болевая точка любой системы измерения производительности. Некоторые предпочитают работать без KPI, другие – использовать длинный список KPI из интернета. На мой взгляд, имеет смысл инвестировать время в разработку показателей именно для ваши задач.

3. Визуализация

“Что будет, то будет” Принятие решений на основе данны
Создадим какой-нибудь дашборд! Понять тренды и аномалии проще, если мы располагаем данными на дашборде. Поместим данные показателей действия и результата на один график.

Несложно создать впечатляющий дашборд при помощи программного инструмента. Сложно сделать эту информацию достаточно контекстуальной, чтобы она представляла ценность при принятии решений.

  • Уверен, вам знакомы случаи составления отчетов на основе красивы информационны панелей и одновременного использования сотен страниц электронны таблиц для принятия настоящи решений.

В этом смысле ПО для реализации стратегии (здесь мы говорили о разнице между дашбордом и ССП) продвигает ваши данные на один шаг ближе к стратегическим задачам.

4. План действий

“Что будет, то будет” Принятие решений на основе данны
У нас есть план и бюджет! Мы формулируем план действий на основе текущего понимания ситуации. Мы описываем:

  • Решение и конкретные действия, которые оно подразумевает
  • Обоснование
  • Неободимые время и бюджет

Бюджет – это важная часть любого плана действий, однако ещё более важным представляется формулирование все деталей, на основе которы было принято решение. Подобный подод упрощает адаптацию новы сотрудников, каскадирование решений по всей организации и анализ результатов (см. этап 7).

5. Приоритизация решений

“Что будет, то будет” Принятие решений на основе данны
Перестанем делать то, что мы делаем, и переключимся на новую идею. Для сравнения новы решений с конкурирующими идеями мы используем систему показателей приоритетов. Как правило, сначала мы реализуем идею с более высоким баллом.

Стратегия предполагает расстановку приоритетов, решения того, что является важным, а что можно проигнорировать. Иногда достаточно лишь взглянуть на идею, чтобы решить, нужно ли её принять или отбросить (см. шаг 1). В ины случая, чтобы учесть все важные для компании факторы, неободимо создать фреймворк приоритизации.

6. Реализация

“Что будет, то будет” Принятие решений на основе данны
У нас есть план, кто-нибудь его реализует. Сотрудник, принимавший участие в обсуждении, будет отвечать за реализацию одобренного плана. В качестве контрольны точек мы использует показатели действия и результата. Мы фиксируем все неожиданные выводы.

Полезно иметь актуальное представление о том, как продвигается план, однако неободимо быть осторожным с KPI. В большинстве случаев используемые для прямого контроля KPI не дадут результата. Вместо этого используйте измерение производительности в качестве базы для обсуждения и усовершенствования процесса.

7. Анализ результатов

“Что будет, то будет” Принятие решений на основе данны
Кажется, идея для нас сработала/не сработала… Мы планируем проводить анализ результатов для каждого решения. Для формального рассмотрения результатов мы используем анализ разрывов или фреймворк OKR.

Именно здесь поможет детальное описание обоснования (см. этап 4). Окончательные данные о производительности не так важны, как работа, которую выполнила ваша команда для реализации плана. Неободимо не просто провести «оценку», но проанализировать глубинные причины успеа или неудачи и предложить стратегические улучшения.

8. Извлечение уроков

“Что будет, то будет” Принятие решений на основе данны
Неверные решения неизбежны… Мы анализируем сам процесс принятия решений:

  • Какие принципы оказались полезными?
  • Какие пододы должны быть усовершенствованы?

Мы улучшаем культуру принятия решений: ищем повторяющиеся проблемы, убираем ненужную комплексность, совершенствуем шаблоны и стандарты.

Это ваш шанс поговорить с самим собой в прошлом. Используйте этот этап для ретроспективного анализа принципов, которым следовала команда. Совершенствуйте коммуникацию, инфраструктуру и согласование внутренней меаники с созданием ценности для конечны потребителей.

Если вы всерьёз настроены принимать решения на основе данны, узнайте о KPI для big data, которые помогут вам количественно оценить усилия по поиску, анализу и отчетности.

Заключение

Принятие решений, основанны на данны, — это не просто использование красивы дашбордов. Неободим упорядоченный подод к формулированию проблемы, расчету контрольны точек и отслеживанию прогресса и результата.

Такие модели бизнеса, как ССП или OKR, внедрённые правильным образом, по умолчанию становятся фундаментом принятия решений на основе данны.

Какие принципы использует ваша команда для принятия решений на основе данны? Поделитесь своим опытом в комментария.

Цитирование: Aleksey Savkin, "Как принимать решения на основе данных", BSC Designer, 31 октября, 2020, https://bscdesigner.ru/data-driven-decisions.htm.

Оставьте комментарий