Персональная ССП: 4 случая применения

Сбалансированная система показателей является популярной моделью планирования и реализации стратегии. В этой статье мы рассмотрим способы использования этого бизнес-инструмента на личном уровне.

ССП на персональном уровне или уровне сотрудника

 

В каких случаях вам может понадобиться личная ССП:

Краткое введение в понятие сбалансированной системы показателей

Сбалансированная система показателей Каплана и Нортона — это модель реализации стратегии. Это способ описания стратегии и целей бизнеса, а также согласования уровней организации вокруг общих миссии и видения. Ключевые показатели эффективности (KPI), помогающие сделать цели более осязаемыми, не являются основными компонентами системы.

Преимущества и недостатки сбалансированной системы показателей

ССП является одним из инструментов стратегического планирования. Система обладает преимуществами и недостатками. Одним из недостатков сбалансированной системы показателей является сам термин.

Люди часто путают ССП (модель реализации стратегии, созданная профессорами Капланом и Нортоном) с системой KPI, которая распределяет показатели по четырем перспективам (некоторые важные различия мы рассмотрели здесь). В этой статье мы сосредоточимся на ССП Каплана и Нортона.

Стратегическое планирование на персональном уровне

«Стратегическое планирование» может показаться чем-то из мира межнациональных корпораций. Возникает логический вопрос:

Каким образом фреймворк реализации стратегии может оказаться полезной на персональном уровне?

Существует несколько ситуаций, в которых может потребоваться личная ССП.

  • Случай 1. Изучение концепции ССП. Возможно, вам требуется изучить систему показателей в рамках курса MBA. Вы также можете заниматься самообразованием, желая добавить в свой инструментарий ещё один инструмент и предложить его руководству. В иных случаях вы можете изучать систему из чистого любопытства.
  • Случай 2. Формулирование персональных целей/стратегии. Полное внедрение ССП является слишком сложным для личных нужд, однако инструмент может многому нас научить.
  • Случай 3. Подготовка к масштабированию бизнеса. Представьте себе семейную компанию или стартап. Подобная организация ещё не сталкивалась со сложностями формулирования и распространения общей стратегии, однако она уже отслеживает разнообразные KPI, которые можно показать инвесторам.
  • Случай 4. Персональная ССП сотрудника. Вы работаете в компании, которая использует ССП или похожий метод для реализации стратегии, и вам требуется создать личную ССП на локальном уровне.

Случай 1. Персональная система показателей помогает изучать концепцию ССП.

Практика – лучший способ обучения. Вы можете изучить модель ССП, разработав воображаемую стратегию воображаемой компании, однако такой подход кажется искусственным. Почему бы не попробовать построить ССП на основе личных целей?

В этом случае вы получаете пользу не от конечного пункта назначения (например, стратегической карты или ежеквартальных отчетов по KPI), но от самого путешествия.

Как создать личную ССП? Вы можете сделать это, следую тем же принципам классической сбалансированной системы показателей:

  1. Занесите цели “обучения” и “инфраструктуры” (например, здоровье и образование) в перспективу Перспектива обучения и роста сбалансированной системы показателей обучения и роста.
  2. Нанесите на карту необходимые улучшения в рамках перспективы Перспектива внутренних процессов сбалансированной системы показателей внутренних процессов.
  3. Внесите потребности «клиентов» (клиенты вашего бизнеса, босс, коллеги) в Перспектива клиента сбалансированной системы показателей клиентскую’ перспективу.
  4. Обозначьте результаты, ожидаемые заинтересованными сторонами (вами, вашей семьей, сообществом) в перспективу Финансовая перспектива сбалансированной системы показателей заинтересованных сторон.
  5. Найдите показатели для измерения целей.
  6. Посредством инициатив сформулируйте конкретные планы действий.

Одной из сложностей, с которой вы можете столкнуться, является то, что некоторые заинтересованные стороны могут одновременно входить в несколько перспектив. Как вести подобную ССП? Некоторые идеи вы найдете в статьях о ССП для некоммерческих организаций и университетов.

Далее я в форме коротких упражнений сформулировал некоторые идеи модели.

Упражнение 1. Использование показателей действия и результата

Уверен, вы слышали о важности измерения:

  • То, что измеряется — реализуется

а также:

  • Не зная счета, нельзя выиграть игру

Менее очевидной, однако очень важной является идея того, что измерение зависит от контекста. В мире бизнеса она находит выражение в показателях результата и действия.

Упражнение, которое необходимо выполнить:

  1. Подумайте о личной цели.
  2. Найди способ численного представления (присвойте числовое значение) результатов цели. Это будет простой показатель результата.
  3. Найдите способ численного представления усилий, необходимых для достижения цели. Это будет простой показатель действия.

Что измеряет большинство людей?

  • Здравый смысл подсказывает необходимость отслеживания обоих типов индикаторов, потому что для достижения цели (индикатор результата) мы много работаем (индикатор действия).
  • На практике (особенно это касается бизнес-среды) люди нередко слишком фокусируются на показателях результата, забывая о показателях действия.

Два важных урока, которые вы можете извлечь:

  • Необходимо знать индикаторы результата и действия (ожидаемый результат и факторы успеха) для всех личных целей.
  • Лучшей практикой является отслеживание обоих типов показателей.

Между прочим, метрики являются отличным способом конкретизации целей.

Упражнение 2. Понимание силы обоснования

Обоснование – это логика целей и причина того, почему вы стремитесь к их достижению.

Нередко людям не удаётся достичь целей, потому что у них нет требуемых инструментов и методов. Вы значительно повысите шансы на успех, если тщательно проанализируете причину, по которой вы стремитесь к достижению цели. Начинайте задавать правильные вопросы на начальных этапах, когда цена ошибки невысока.

Упражнения, которые необходимо выполнить:

  1. Сформулируйте цель:
    1. Подумайте о причинах появления этой цели в вашей ССП
    2. Подумайте о том, как эта цель связана с другими целями
    3. Подумайте об альтернативах
    4. Подумайте о возможных рисках и планах реагирования
  1. Сформулируйте выводы в описании к цели
  2. Запланируйте возвращение к записям для пересмотра целей

Упражнение 3. Понимание стратегической карты

Стратегия, визуально представленная на карте, работает гораздо лучше, чем план, представленный на 100 страницах.

8 ШАГОВ Для Создания Стратегической Карты от BSC Designer

В этом случае смысл упражнения – получить представление о сильных сторонах стратегической карты:

  1. Прочтите 8-шаговое руководство по созданию стратегической карты.
  2. Используйте бесплатного мастера стратегий. Он задаст вам несколько вопросов и поможет построить стратегическую карту.

Попробуйте несколько раз. Просмотрите вопросы, которые задаёт программа. Некоторые из них необходимо задать себе при создании следующей стратегической карты.

Уверен, вы быстро освоите эти 8 шагов, а мастер стратегии вам в этом поможет!

Упражнение 4. Стратегическая модель – для реализации стратегических целей

Люди часто произносят фразу: «Мы должны думать стратегически». Что именно это значит? Думаю, в большинстве случаев люди подразумевают взгляд на проблему в целом и понимание долгосрочных последствий.

В сфере бизнеса не всегда понятно различие между стратегией и тактикой. Ранее мы могли назвать долгосрочные инициативы стратегическими. Однако теперь это не всегда верно, поскольку некоторые краткосрочные действия могут иметь важные долгосрочные последствия.

Упражнение:

  1. Изучите сравнительную таблицу в статье о стратегическом и операционном уровнях
  2. Распределите цели по критериям стратегии и тактики.
  3. Обладаете ли вы сбалансированным набором стратегических/тактических целей? Содержит ли ваша ССП по крайней мере несколько прорывных целей? Чего-то не хватает?

Упражнение 5. Стратегия – это не список дел

Большинство первых попыток создания стратегической карты выглядят как преувеличенный список дел. Образовательная система учит нас тщательно планировать, избегать ошибок и сдавать экзамены. При реализации стратегии необходимым навыком является способность проводить контролируемые эксперименты (например, совершение ошибок и извлечение из них уроков).

Стратегия – это НЕ фиксированный план, поэтому стратегическая карта не должна быть списком дел.

Стратегия – это формулирование обоснованных гипотез (бизнес-целей) и их подтверждение посредством индикаторов производительности.

Упражнение: пересмотрите стратегическую карту, помня о «контролируемых экспериментах».

  • Есть ли на карте плохо определённые эксперименты? Например, цели без способных подтвердить их показателей?
  • Есть ли на карте очевидные эксперименты, не нуждающиеся в подтверждении? Например, цели, которые должны быть перенесены в список дел или преобразованы в стратегические инициативы.

Случай 2. Создание личной стратегии посредством ССП

Не думаю, что внедрение полномасштабной версии ССП имеет смысл для создания личной стратегии. Однако некоторые части системы могут быть полезны…

Вероятно, вы не будете использовать:

  • Стратегическое каскадирование

Скорее всего будут полезными:

Наконец, вам точно пригодятся:

  • Хорошо продуманные показатели действия и результата (см. объяснение выше)
  • Упорядоченный подход к формулированию целей (см. упражнение на тему обоснования выше)
  • Стратегическая карта как визуальное отображение стратегии
  • Регулярные пересмотры достижений

Если вы ищете более простой инструмент создания персональной стратегии, прочтите статью о фреймворке OKR.

Случай 3. Подготовка к масштабированию бизнеса

Это интересный случай. Вероятно, ваш стартап не сталкивался с проблемами крупных игроков:

  • У вас нет команд и отделов, нуждающихся в согласованном руководстве.
  • У вас нет сложных стратегий и сотен показателей эффективности.
  • У вас нет множества инициатив с бюджетами и сроками выполнения.

KPI старапа в BSC Designer

У вас небольшой стартап, однако вы уже пришли к следующим выводам:

  • Существует немало интересных показателей, которые вам хотелось бы отслеживать.
  • Многочисленные «почему» и «как» должны обсуждаться всей командой.
  • Хотя сегодня вы находите способ управлять бизнесом, вы понимаете, что завтра у вас могут возникнуть проблемы культуры.

В этом случае я советую обсуждать стратегию на ранних этапах. При этом речь идет не о формализации всех процессов и присвоении KPI всем контрольным точкам (неплохая идея, если ваши показатели связаны с создаваемой вами ценностью). Смысл в том, чтобы посадить семена будущего обсуждения стратегии и культуры измерения эффективности.

Случай 4. Личная ССП сотрудника как часть корпоративной стратегии

В этом случае ваш выбор продиктован методом описания стратегии и традициями обсуждения в организации. Здесь используется корпоративное управление рисками и compliance или фреймворк реализации стратегии. Прочтите эту статью, чтобы понять, где находится компания с точки зрения каскадирования.

Каскадирование стратегии

В идеале вам потребуются:

  • Доступ к целям высшего уровня, в реализации которых вы участвуете (вы можете сослаться на эту статью, если босс не хочет предоставлять вам доступ).
  • Двухсторонний канал коммуникации, позволяющий получить отклик от менеджера или сообщить менеджеру о лучших способах решить какие-либо задачи.
  • Доступ к картине всей стратегии, чтобы вы могли понять, каковы приоритеты компании.

В этом случае неплохой идеей является общее понимание того, чем ССП отличается от других инструментов стратегического планирования, например, SWOT, PESTEL, OKR.

Программы для автоматизации персональной ССП

Вероятно, вы только начали заниматься стратегическим планирование и не имеете потребности и/или бюджета на покупку профессиональных инструментов. В этом случае я могу дать следующие рекомендации.

В 4-ом случае (ССП сотрудника) ваш выбор во многом зависит от ПО, которое использует организация. В большинстве случаев для импорта/экспорта данных можно использовать Excel.

Вы знакомы с другими случаями?

Мы будем рады услышать вашу историю создания личной ССП. Оставляйте комментарии под статьей.

О нас

CEO | Тренер | Автор

BSC Designer это ПО для Систем Сбалансированных Показателей (ССП), которое помогает компаниям лучше сформулировать свою стратегию и сделать процесс исполнения стратегии более контролируемым при помощи KPI.

Как специалисты используют BSC DESIGNER

Strategy map
Описывают свое представление о стратегии на стратегических картах
KPIs
Отслеживают индикаторы действия и результата для расчета успешности
Initiatives
Вовлекают сотрудников в исполнение стратегии и контролируют команду
Опубликовано в Статьи

Добавить комментарий